CNN: Российский дипломат не шпионил, а открывал американцам Россию

В Чили 79 экс-сотрудникам тайной милиции Пиночета предъявлены обвинения в нарушении прав человека - СМИ

Роман Каллас: горьковатая "правда" Сависаара

Основным недочетом монографии Эдгара Сависаара «Правда о Эстонии» остается в большей степени экономический взор на трудности страны, считает доктор философии Роман Каллас.

Верите ли вы, что у каждого политика своя правда? Не обольщайтесь. Политическая правда практически никогда не бывает исконным детищем ее апологетов. Как справедливо считал отец современной макроэкономической мысли британский аристократ Джон Мэйнард Кейнс, люди практической ориентации, уверенные, что они совсем не подвержены любым интеллектуальным влия­ниям, почаще всего в реальности оказываются наиболее либо наименее послушными последователями какого-либо издавна ушедшего из жизни экономиста.

Скажем, Андрус Ансип очевидно дает предпочтение написанному наиболее 80 годов назад классичес­кому труду австрийского мыслителя Людвига фон Мизеса «Либерализм», а Март Лаар воздает подабающее идеям лауреата Нобелевской премии 1976 года американца Милтона Фридмана. В то же самое время основной политический конкурент правых либералов Эстонии фаворит Цент­ристской партии и мэр Таллинна Эдгар Сависаар тяготеет к неомарксизму.

Как и подобает истинному нео­марксисту, Сависаар стремится решать острейшие политичес­кие противоречия преимущест­венно за счет сотворения новейших экономических моделей с целью преобразования твердых реалий необузданного либерального капитализма в нечто наиболее управляемое и социально ответственное.

Конкретно этот посыл и положен в базу вышедшей в свет в конце прошлого года публицистической монографии Эдгара Сави­саара «Правда о Эстонии. Том первый».

В августе сегодняшнего года эта книжка в осторожном переводе Бориса Туха была представлена читающей по-русски публике. Презентация первой части загаданного как трехтомник издания прошла под эгидой разоблачения происков правых либералов и предания огласке по-настоящему правдивых данных о том, что все-таки по сути происходит в Эстонии под прикрытием сообщений о успехах правящей коалиции и характеристик официальной статистики.

В летнюю пору этого года интригующий эффект от публикации книжки был усилен скандалом вокруг выплаты Эдгару Сависаару необычного по эстонским меркам авторского гонорара в размере

173 000 евро. Сам высокопоставленный публицист объявил по этому поводу, что получил настолько значительную сумму в качестве гонорара за целую серию книжек от прекратившего свою деятельность фонда Arsai Investment, который поддерживал пропаганду центристского мировоззрения и оказал ему содействие в издании «Правды». Создатель практически признал, что возникновение новейшей книжки следует принимать только в свете партийной пропагандистской акции, чем усложнил пробы независящих критиков концептуально оценить его монографию по существу.

Вообщем, имя Эдгара Сависаара понятно в политическом мире Эстонии настолько обширно, что навряд ли способно бросить кого-то флегмантичным и непредвзятым в отношении хоть какого шага данной для нас очень харизматичной фигуры.

Вроде бы там ни было, но конкретно всеобщая политическая известность Сависаара в значимой мере оставляет в тени его деятельность в качестве сурового экономического аналитика и публициста. В общей трудности из-под пера кандидата философских наук Эдгара Сависаара вышло наиболее 2-ух 10-ов книжек, переведенных на российский, британский, финский и остальные языки.

В юности будущий политик серьезно занимался неуввязками глобалистики, что в предстоящем не могло не провоцировать его готовности к критическому восприятию положения Эстонии в самом широком международном контексте. Так либо по другому, в сфере интересов Сависаара, кроме ежедневной политики, остается, очевидно, экономика и философия, что делает его очень неловким оппонентом в общественных дебатах.

Комментируя в собственном блоге презентацию «Правды о Эстонии», Сависаар справедливо упрекал эстонских политиков в скупости на книжки, созданные для широкой аудитории, которые обобщали бы их жизненный опыт, наблюдения и рассуждения. При всем этом в книжных магазинах европейских столиц ассортимент выходящей из-под пера тех политиков аналогичной печатной продукции еще наиболее широк. «Неужели нашим правым политикам нечего поведать народу Эстонии?» - риторически вопрошает Сависаар.

И вправду. Можно не обожать Центристскую партию не делить ее неомарксистских воззрений, можно презирать лично Сависаара, но рассмот­реть изложенную в его книжке логическую аргументацию по существу в открытой дискуссии было бы очень принципиально исходя из убеждений развития в Эстонии общеевропейской культуры свободы слова.

С первых страничек книжки Сависаара у читателя не остается ни мельчайших колебаний в том, что в его руках оказалось вдохновленное опытом экономического кризиса Евангелие от оппозиции. Монография Сависаара верно картографирует главные болевые точки на социально-экономическом ландшафте Эстонии.

Правдоискательство Сависаара расширяет читательский кругозор и содействует просыпанию энтузиазма к происходящему на политическом Олимпе не только лишь Эстонии, да и в Европе, также в России, США и даже в Китае.

В некий степени монографию можно применять даже в качестве справочника. Книжка ясно структурирована и написана только доходчивым языком. И все таки это тяжелое чтение.

Ситуация в Эстонии, ну и в Евросоюзе обрисована создателем в большей степени в сумрачных, частично даже в несколько депрессивных тонах. Сависаар демонстративно кидает вызов сегодняшней гос власти, неустанно повторяя ей в лицо очень твердые, нелицеприятные вещи. Как и подобает фавориту оппозиции, мэр Таллинна призывает к отставке правительства, смене экономической модели и пересмотру основ социальной и нацио­нальной политики.

Острейшая политическая пуб­лицистика Сависаара примечательна не только лишь тем, что аккумулирует энергию публичного протеста. Еще важнее ее способность к мобилизации как приверженцев, так и врагов смены сегодняшнего политического курса и экономической парадигмы развития Эстонии.

Судя по всему, в самое последнее время нам предстоит выяснить, будут ли фаворитные мозги правящей коалиции вести диалог с оппозицией по существу либо же начнут действовать в стиле заговора и попробуют отвлечь публичное внимание вопросцем о моральном виде тех либо других политических персонажей.

Сущность наметившейся дискуссии вокруг борьбы за власть сводится к проблеме о том, стоит нам совсем пустить экономическое развитие Эстонии на самотек либо же нужно искусственно создавать механизмы осмысленной регуляции рынка. Либералы отстаивают 1-ый вариант, неомарксисты ратуют за 2-ой. Книжка Сависаара ставит вопросец ребром. Момент истины близок.

Тяжело огласить, смогут ли центристы пробить круговую оборону правых партий, одержать решительную победу на парламентских выборах 2015 года и начать на практике претворять в жизнь изложенные в «Правде о Эстонии» социально-экономические модели, испытательным полигоном для которых сейчас во многом является Таллинн. Ясно, что Сависаар по-прежнему оказывает существенное положительное действие на политический мир Эстонии. Как молвят меркантильные политологи, самое не плохое правительство - это изрядно напуганное нехорошее правительство.

Думается, что основным недочетом монографии Сависаара остается в большей степени чисто экономический взор на проб­лемы Эстонии. Вопросцы развития демократии и равноправия, увеличения социальной мобильности, хотя и обозначены в книжке, все-же оставлены на периферии аналитической мысли создателя.

Охваченное социально-экономическим расслоением, разделенное государственными и языковыми барьерами и оставленное на задворках Европы современное общество Эстонии остро нуждается в еще­ наиболее значимой всеобщей идее, ежели нескончаемая борьба за экономическую стабильность и расширение потребительских способностей. Недостаток великих идей более губителен, чем недостаток ресурсов.

Печальная и всеобщая закономерность современной политики состоит в том, что у власти по всему миру постоянно оказываются люди, мыслящие о правде только на языке экономики. Чрезмерное увлечение прагматичными экономическими концепциями при известной доле пренебрежения к развитию демократии и гуманитарной культуры чревато противным сюрпризом.

Следуя сиим методом, мы рискуем в один прекрасный момент найти себя в обществе полного отчуждения, членов которого очень не достаточно что связывает, кроме бесчеловечно функционирующего рынка труда и всесущих товарно-денежных отношений. Вообщем, в истории сегодняшней европейской цивилизации уже случались не такие эры.