Виктор Балога призвал власти не уничтожать самоуправление

Отчет Кокса-Квасьневского по делу Тимошенко отложили на месяц

Евросоюз начинает подводить итоги года

Эти итоги оказались двойственными, а основное - не дают оснований с лишним оптимизмом глядеть вперед. Логично, что документы и решения сегодняшнего саммита выдержаны в «жестком» духе. А основное - саммит проходит на фоне накалившихся отношений меж ЕС и его основным политическими и экономическим партнером США

Осуждение фактов шпионской активности американских спецслужб в ведущих европейских странах - это, пожалуй, основная тема, способная сейчас сплотить фаворитов ЕС.

С резкой критикой действий Агентства государственной сохранности (АНБ) США выступили фактически все ведущие политики Евросоюза, в том числе президент Франции Франсуа Олланд (François Hollande) и федеральный канцлер Германии Ангела Меркель (Angela Merkel).

Более решительно настроена фрау канцлер. Она востребовала от вашингтонских властей «прояснить масштабы» шпионажа на местности Германии, так как считает схожую практику у долголетних «друзей и партнеров» «совершенно неприемлемой».

Немецкая газета Suddeutsche Zeitung в передовой статье 24 октября выразилась еще больше агрессивно, сравнив прослушивание мобильного телефона Ангелы Меркель с ударом, направленным в «ее политическое сердце».

Похоже, что «прослушке» подвергался и телефон министра обороны Германии Томаса де Мезьера (Thomas de Maizière). В эфире государственного телеканала ARD он обидно увидел в данной для нас связи: «Я принимаю в расчет, что мой телефон прослушивается. Но я не рассчитывал, что это могут делать американцы».

Как докладывают источники в Брюсселе, ситуация вокруг «прослушки» обострилась так, что главы стран и правительств государств Евросоюза могут выступить с совместным заявлением, осуждающим шпионские деяния США.

Но и без «шпионского скандала» список вопросцев, вынесенных на обсуждение участников сегодняшнего саммита, очень широкий и отражает настоящие задачи, стоящие сейчас перед ЕС. Это принципы экономической и социальной политики в критериях продолжающегося кризиса, «миграционные потоки», развитие новейших технологий и инноваций.

Домом стоит вопросец о внедрении в действие так именуемой Системы надзора за европейской границей (European Border Surveillance System - EUROSUR). Как подчеркивается в документах саммита, ее цель - «усилить контроль над наружными границами шенгенской зоны», «уменьшить число нелегальных мигрантов, прибывающих в ЕС» и тем укрепить «внутреннюю безопасность» в Евросоюзе.

Разумеется, что доп импульсом к введению схожей системы стала недавняя катастрофа у итальянского острова Лампедуза. Но, что именуется, «жесткий тренд» в миграционной политике Евросоюза был взят еще несколько лет назад. Его еще одним свидетельством стал подтвержденный накануне сегодняшнего саммита отказ ЕС раскрыть «шенгенские двери» перед румынами и болгарами.

Но неувязка наружных границ - только один из вопросцев, по которым выслеживается ужесточение политики центральных органов Евросоюза. Иной таковой сферой является усиление надзора в банковской сфере. В ноябре в еврозоне будет запущен Единый механизм надзора за банковским сектором (Single Supervisory Mechanism - SSM). В преддверии этого действия Европейский центробанк (ЕЦБ) объявил о начале «детальной проверки» балансов денежных институтов всех сегодняшних 17-ти государств еврозоны, также вступающей в нее в 2014 году Латвии. Идет речь о 130 денежных компаниях, на долю которых приходится приблизительно 85% банковских активов еврозоны. По мнению главы ЕЦБ Марио Драги (Mario Draghi), «проведение таковой проверки дозволит укрепить уверенность личного сектора в стабильности европейских банков и качестве их балансов». Ежели данная проверка выявит препядствия с капиталом, надлежащие банки должны будут прибегнуть к рекапитализации «за счет личного капитала», - подчеркивают в ЕЦБ.

Как понятно, в ноябре 2014 года ЕЦБ станет единым банковским регулятором еврозоны - и проверку можно считать конкретной прелюдией к данному акту. Но сегоднящая мера объективно может содействовать углублению противоречий в рамках ЕС по полосы границ еврозоны. Ведь еврозона - это еще не весь Евросоюз, в который входят 28 стран, - напомнил в беседе с «Голосом России» эксперт Института Европы РАН Владислав Белов:

«Мы на данный момент говорим про те 10 государств, которые пока: а) не имеют способности вступить в еврозону, б) не желают этого делать и в) не соответствуют требованиям зоны единой валюты. И денежные рынки также отлично соображают, что достигнуть согласия посреди всех 28-ми стран-членов Евро союза в последнее время нереально либо, по последней мере, маловероятно».

Активное вмешательство ЕЦБ в деятельность государственных банковских структур может инициировать и надлежащие судебные разбирательства. Во всяком случае, Европейский трибунал общей юрисдикции уже принял к рассмотрению заявления от пострадавших в итоге весенней «стрижки депозитов» на Кипре, проведенной по просьбе Евросоюза.

Но кроме укрепления наружных границ «шенгена» и решения вправду острых банковско-бюджетных заморочек, в деятельности Евросоюза (как и хоть какой интернациональной организации подобного рода) находится очередное измерение, позволяющее судить о ее настоящем весе и будущих перспективах. Это - вопросец принятия новейших членов. Не ставя впереди себя схожей задачки, Евросоюз рискует перевоплотиться в замкнутое общество, в каком вызревают все новейшие полосы противоборства.

Самая большая волна расширения в новой истории Евросоюза имела место в 2004 году - когда членами ЕС стали сходу 10 стран. Посреди профессионалов и даже самих еврочиновников до этого времени не утихают споры насчет экономической обоснованности подобного шага, Разумеется, но, что он носил объективный нрав и в тех критериях содействовал определенной стабилизации политической ситуации в Европе - отметил в беседе с «Голосом России» заведующий кафедрой европейской интеграции МГИМО МИД России Николай Кавешников:

«Прежде всего, следует выделить, что инициатива по вступлению в Европейский альянс исходила от самих государств Центральной и Восточной Европы. Конкретно они под лозунгом - "Возвратиться назад в Европу" - стремились вступить в Евросоюз, а заодно и в НАТО. В самом же ЕС по поводу расширения на Восток вначале были достаточно различные представления, но в конце концов было принято решение опосля определенной подготовки новейших членов принять».

В текущее время вопросец о предстоящем расширении - пожалуй, самый нездоровой для Брюсселя в политическом плане. Не случаем за крайние годы ЕС «оброс» целым рядом региональных проектов - «Средиземноморский союз», «Северное измерение», «Восточное партнерство». Они, на самом деле, призваны лукаво подменить прием новейших членов развитием сотрудничества вне рамок Евросоюза. К слову, конкретно программа «Восточное партнерство» станет предметом отдельного обсуждения в рамках сегодняшнего саммита ЕС.

Что все-таки касается фактически расширения Евросоюза, то председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу (Jose Manuel Barroso) по-прежнему склонен рассуждать максимально дипломатично.

В интервью германскому изданию Bild накануне сегодняшнего саммита он высказался за принятие в ЕС «в длительной перспективе» всех стран Балканского полуострова", также за то, чтоб «держать открытыми двери для Турции».

Но здесь же вновь повторил излюбленную отговорку брюссельских бюрократов: «расширение ЕС - не самоцель»…